Неточные совпадения
Национализм может лишь утверждать и развивать то природно-историческое народное
бытие, в глубине которого может загореться мессианская идея, как молния, сходящая с духовного неба.
Но великая война должна иметь и творческие
исторические задачи, должна что-то изменить в мире к лучшему, к более ценному
бытию.
Это — борьба за достойное
бытие и
исторические задачи, за
историческое творчество.
Национализм утверждает духовно-биологическую основу индивидуально-исторического
бытия народов, вне которой невозможно выполнение никаких миссий.
Нам, русским, необходимо духовное воодушевление на почве осознания великих
исторических задач, борьба за повышение ценности нашего
бытия в мире, за наш дух, а не на почве того сознания, что немцы злодеи и безнравственны, а мы всегда правы и нравственно выше всех.
Упрощающее отрицание сложности и конкретности
исторической жизни, в которой делается всякая политика, есть показатель или бездарности и элементарности в этой области, или отсутствия интереса к этой сфере
бытия, непризванность к ней.
Достойное национальное
бытие есть
историческое задание, а не простая
историческая данность.
Историческая борьба есть борьба за
бытие, а не за прямолинейную справедливость, и осуществляется она совокупностью духовных сил народов.
Только решительное обращение нашего сознания к глубине национального
бытия и к широте
бытия всемирно-исторического ставит перед нами захватывающие творческие проблемы.
Но, чтобы вступить окончательно на путь богочеловеческий, человечество, по-видимому, должно пройти до конца соблазн отвлеченного гуманизма, попробовать на вершине
исторического процесса, в поздний час истории устроиться самостоятельно на земле, стать на ноги, отвергнув все источники своего
бытия.
Историческое рождение человека, существа свободного и богоподобного, не только предполагает рождение в собственном смысле, т. е. акт божественного всемогущества, вызывающий к
бытию новые жизни и осуществляющийся через брачное соединение супругов или вообще лиц разного пола, но и некое самосотворение человека.
Субстанциальное движение, которым ограничен рационализм, исходит из отрицательного prius, т. е. из не-сущего, которое имеет двигаться к
бытию; но
историческая философия исходит из положительного prius, которое не имеет нужды только двигаться к
бытию, стало быть, с совершенной свободой, не будучи вынуждаемо к тому самим собой, лишь полагает
бытие»… и т. д.
Конечно, также и по чисто спекулятивным основаниям следует отвергнуть идею доказательства
бытия Божия [Имеются в виду следующие системы доказательств
бытия Божия: 1) космологическая (Аристотель); 2) телеологическая (Платон); 3) онтологическая (Ансельм Кентерберийский); 4)
историческая или психологическая (Декарт); 5) нравственная (И. Кант).
История непосредственно примыкает этим к райскому началу человеческого
бытия, и постольку она остается неподвластна влиянию первородного греха; от него зависит способ и обстановка осуществления
исторической задачи, но не самая задача.
И все
исторические теократии, дохристианские и христианские, были принудительными, были всегда смещением двух планов
бытия, двух порядков, небесного и земного, духовного и материального, церковного и государственного.
В
историческом христианстве слишком много языческого приспособления к «миру» и «мирскому», оно все приспособлено к физическому плану
бытия, оно недостаточно последовательно аскетично, оно еще не духовно в своем выявлении.